Прошло 120 лет со дня рождения Ивана Маланина

Внук Ивана Маланина вырос под «присмотром» слепого деда. © / Василий Матвеюк / АиФ 

В годы Великой Отечественной войны была популярна радиопередача «Огонь по врагу», автором которого был Иван Маланин – легендарный сибирский баянист. Музыкант-виртуоз много гастролировал, а его концерты пользовались невероятным успехом. Обделенный даром видеть, Иван Иванович удивительно остро и точно ощущал публику, передавая свои чувства при помощи музыки. Кроме баяна, музыкант прекрасно играл на фортепиано, гитаре, скрипке, флейте, ударных инструментах. Он собирал полные залы и в столице, и в сельской глубинке. На днях исполняется 120 лет со дня его рождения.Корреспондент «АИФ–Новосибирск» встретился с внуком баяниста Георгием Маланиным, который живёт в Москве.

Подробнее: Прошло 120 лет со дня рождения Ивана Маланина
Log in to comment
Discuss this article in the forums (0 replies).

Как в Кирове стоимость гармони снижали

8 августа. О чём писала газета «Кировская правда» в этот день…

…в 1947 году

О новаторах гармонного производства

«КП» рассказывала о том, как в Кирове усовершенствуют производство гармоней. «Инженеры Кировского культмузсоюза тт. Сапожников и Скопин работают над улучшением качества гармоней и снижением их стоимости, – писала газета. – Они изменили конструкцию левой руки у хроматической гармошки, а недавно усовершенствовали устройство механизмов правой руки. По новому способу для производства механизмов совершенно не потребуется таких дефицитных материалов, как латунная проволока, шурупы, исключается возможность западания клавиатуры. Новый технологический процесс изготовления гармоней увеличивает производительность труда кустарей и даёт годовую экономию по промартелям союза более 100 тыс. рублей».

Источник

 

Log in to comment
Discuss this article in the forums (0 replies).

Саратовская гармошка нравилась Сталину, Чапаеву и Буденному

В самом разгаре сезон отпусков, к сожалению, не у всех жителей региона есть возможность отправиться в дальние путешествия. Но в Саратовской области есть много интересного, что стоит посмотреть и, может быть, удивиться 

 

Экспонаты звучат 

«АиФ - Саратов» продолжает рассказывать о достопримечательностях региона, один из которых - саратовская гармошка. О  ее истории рассказал директор музея, посвященного этому уникальному бренду, Павел Никитин. 

- Павел, когда родилась идея создать такой музей? Зачем он нужен? 

- Идея не родилась вдруг, она существовала давно. Многие горожане, кто постарше, помнят, как на саратовской гармошке играли на праздниках, в домах, на улице. Мне приходилось слышать рассказы старожилов, которые помнят ее: «Звучание не спутаешь ни с чем, оно такое задорное, веселое». 

Когда-то у нас была мастерская по производству и ремонту этих уникальных музыкальных инструментов, работали мастера, но в 90-х она закрылась.  Пять лет назад по инициативе Валерия Радаева начали возрождать и почти забытое ремесло и неповторимый звук. Участвовало в этом большое количество неравнодушных людей. К счастью, сейчас в области есть не только музей саратовской гармоники (в СГТУ имени Ю.А.Гагарина), но появились и мастера-изготовители. Каждый год теперь проводится фестиваль «Звучит гармонь саратовская», собирающий музыкантов со всей области.

Подробнее: Саратовская гармошка нравилась Сталину, Чапаеву и Буденному
Log in to comment
Discuss this article in the forums (0 replies).

После встречи с Гагариным мокшанского гармониста настигла «космическая» слава

В жизни каждого человека есть незабываемые, яркие события, память о которых не тускнеет с годами

Для Виктора Храмова — это встреча с первым космонавтом планеты Юрием Гагариным.

Доигрались до Москвы

Живет этот энергичный, работящий, преданный сельской культуре человек в селе Богородское Мокшанского района. Славится виртуозной игрой на гармошке и баяне.

— Мне было семь лет, когда отец привез «хромку» из Мокшана, — вспоминает Виктор.

Что интересно, именно гармошке обязан он встречей с Юрием Гагариным.

Произошло это в Москве, на ВДНХ, где Виктор выступал в составе ансамбля «Трудовые резервы» (учился тогда в Пензе, в профессионально-техническом училище № 1).

— Руководил коллективом, состоящим из учащихся ПТУ, знаменитый гармонист Иван Савельев, — рассказывает Виктор Алексеевич. — Он был не только талантливым музыкантом, но и одаренным педагогом. Сумел заинтересовать нас, сплотить. Все говорил, мол, поедем в Москву выступать — узнает о вас вся страна.

И правда, после нескольких месяцев репетиций ансамбль отправился в столицу и выступал в Колонном зале. Позже были участ­никами концерта в Большом театре и Театре Красной Армии.

Подробнее: После встречи с Гагариным мокшанского гармониста настигла «космическая» слава
Log in to comment
Discuss this article in the forums (0 replies).

Технология изготовления елецкой рояльной гармоники

Высокий исполнительский уровень гармонистов-«рояльщиков», включенность гармоники в различные сферы традиционной культуры стимулировали качество гармонного промысла. Однако массовое производство, характерное для городской промышленности, не получило своего развития, несмотря на то что многие лучшие мастера, делавшие рояльные гармоники, жили именно в городах. Только в городе Ельце и его округе в начале ХХ века работало более 70 мастеров-кустарей, производивших рояльные гармони. Работы лучших мастеров начала ХХ века и сейчас находятся в активном бытовании.

 Высокие темпы развития промысла, рост популярности инструмента в Липецкой и на севере Воронежской областей вызывали усиление конкуренции на гармонном рынке. В 1920-е годы братьями Иваном и Алексеем Черных в городе Ельце была открыта мастерская по производству рояльных гармоник «Красная гармонь». На ней одновременно трудилось до 60 человек. Мастерская была самым крупным артельным производством за все время существования гармонного промысла и работала около десяти лет. Спустя 90 лет, в 2013 году, в Елецком музее народных ремесел и промыслов состоялось открытие мастерской по изготовлению елецкой рояльной гармони, что послужит сохранению традиции изготовления уникального музыкального инструмента.

 Его выделяет ряд конструктивных особенностей, которые в комплексе позволяют отличить рояльную гармонику от других разновидностей гармони. Основными признаками «роялки» являются два вертикальных выносных грифа и три клавишные клавиатуры, при этом на левом грифе клавиши располагаются с двух сторон: лицевой (клавиши басов) и тыльной (клавиши аккордов). При смене направления движения меха звуки на рояльной гармонике не изменяются. Управление мехом осуществляется с помощью кистевого ремня, закрепленного вдоль ребра грифа левой клавиатуры, и пальцевого ремня, зафиксированного на подвижной металлической планке с тыльной стороны правого грифа.

 Рояльная гармоника представлена несколькими моделями, отличающимися друг от друга строем и количеством рядов клавиш (см. Приложение «Конструктивные модели елецкой рояльной гармоники»). В зависимости от строя и конструкции правой клавиатуры выделяются диатонические (однорядные) и хроматические (двухрядные и многорядные) гармоники. Двухрядные инструменты называют гармониками «с полутонами». В свою очередь каждая из перечисленных моделей имеет различные модификации. Гармонные мастера и народные музыканты определяют разновидности инструмента по числу «пар» (наименование баса и относящегося к нему аккорда на левом грифе инструмента): «шестипарка», «семипарка», «восьмипарка».

Подробнее: Технология изготовления елецкой рояльной гармоники
Log in to comment
Discuss this article in the forums (1 replies).